Зарубежный опыт обеспечения безопасности в метро


Зарубежный опыт обеспечения безопасности в метро

Зарубежный опыт обеспечения безопасности в метро

В разных странах по-разному решают проблемы обеспечения безопасности в подземке.

Правительство Великобритании приняло глобальные меры по предотвращению терактов на транспорте после взрывов 7 июля 2005 года в Лондоне. В метро стали проводиться постоянные проверки пассажиров. Испытания прошли специальные "умные" камеры наблюдения, издающие сигнал тревоги, если пассажир оставит какой-либо предмет без присмотра. Станции оборудовали металлодетекторами, большим количеством камер слежения. На станциях появились полицейские с собаками, вынюхивающими взрывчатку.

Были улучшены системы радиосвязи для общения водителей поездов метро с их операторами, Лондонской пожарной бригадой, Лондонской службой скорой помощи и полицейской службой метро.

В 2006 году лондонская полиция (метрополитен полис) начала реализовывать проект комплексной системы безопасности. Для этой цели было создано новое подразделение, объединившее аналитиков разведданных, следователей и оперативников, своего рода силы быстрого антитеррористического реагирования. Однако полиция вынуждена была признать, что никакие методы реагирования не способны обеспечить должный уровень общественной безопасности. После чего британские службы безопасности сконцентрировались на поиске и обезвреживании террориста до того, как он пронес взрывчатку в метро или на борт самолета.

После терактов 2005 года городские и транспортные власти Лондона решили отложить на неопределенное время уже согласованную и практически осуществленную установку на подземных станциях метро передатчиков для сетей мобильной связи. Именно поэтому до сих пор мобильные телефоны работают только на наземных участках лондонского метрополитена.

Охраной лондонского метро и некоторых других наземных рельсовых транспортных систем страны занимается Британская транспортная полиция - специальная полицейская служба. Основной задачей ее сотрудников является борьба с крупными и мелкими правонарушениями, беспорядками и инцидентами в системе железных дорог Англии, Уэльса и Шотландии, в том числе в Лондонском метрополитене, легком метро Докленда, в метро Глазго, Мидленда и на трамвайных линиях Кройдона. Стоящие перед службой задачи решают 2914 офицеров полиции, 322 офицера поддержки, 190 специальных констеблей и 1316 представителей вспомогательного персонала. Их подбор и обучение осуществляются точно так же, как и подбор и обучение всех прочих местных полицейских. Они наделены аналогичными полномочиями.

Во Франции после терактов в парижском метро в 1995 и 1996 годах был введен план "Вижипират". Он предусматривал самый широкий спектр мер безопасности. В частности, речь шла об организации усиленного патрулирования силами полиции и армейских частей мест наибольшего скопления людей - вокзалов, аэропортов и метро. Устраивались масштабные проверки документов. Практически все урны как на городских улицах, так и под землей были наглухо закрыты. Позже они были заменены прозрачными пластиковыми мешками: их закрепляли на специальной металлической стойке с обручем. Таким образом, потенциальные злоумышленники лишались возможности оставить там бомбу - она бы сразу привлекла внимание.

В поездах сети RER (загородные электрички, соединенные с метро переходами) пространство под сиденьями, где легко можно было бы разместить, к примеру, большую сумку или чемодан, перекрыли металлическими щитами. В дополнение к уже имевшимся камерам видеонаблюдения были добавлены новые.

Одновременно дирекция парижского городского транспорта укрепила собственную службу безопасности, доведя ее до тысячи человек.

Французский опыт показал, что призывы к бдительности стали одной из самых эффективных антитеррористических мер. Парижане активно сообщали в полицию обо всем, что вызывало подозрение. Особенно когда речь шла о предметах, оставленных без присмотра.

Вся ответственность за безопасность пассажиров в подземке Парижа лежит на полиции, а сотрудники метро занимаются лишь его эксплуатацией.

В Испании, по информации Национальной полиции, после взрывов 11 марта 2004 года действует комплексный план для всех правоохранительных органов.

Практически сразу после трагедии 2004 года в мадридском метро были установлены около 4000 дополнительных камер видеонаблюдения, было произведено расширение штата частной охраны, а также создан специальный отряд Национальный полиции для патрулирования метрополитена. Кроме того, частные охранники обзавелись собаками, обученными искать различные взрывчатые вещества.

Охранники, как правило, стоят у входа - у турникетов - и следят за входящими пассажирами. Они наделены правом останавливать пассажиров, требовать у них документы и производить досмотр. В случае выявления каких-либо подозрительных личностей вызываются сотрудники полиции.

Когда в стране объявляется повышенная готовность на случай терактов (это происходит обычно перед праздниками, важными государственными визитами, крупными международными форумами), на транспорте увеличивается присутствие дорожной полиции, а некоторые объекты на железной дороге берутся под контроль военными.

Система электронного наблюдения на всех транспортных объектах постоянно модернизируется, а физическое присутствие сотрудников полиции в метро и на железнодорожных станциях с каждым годом увеличивается.

В Чехии дополнительные меры безопасности в метрополитене Праги были введены в 2009 году. На станциях были установлены специальные мусорные корзины, которые способны выдержать взрыв определенной силы. После террористической атаки в Москве 2010 года было усилено патрулирование пражского метрополитена, проходили испытания дополнительные системы безопасности. В метро постоянно работает система видеонаблюдения, специальная система химической защиты.

В апреле 2011 года СМИ сообщили о том, что пражское транспортное предприятие намерено разместить в столичном метро систему безопасности, основанную на идентификации лиц пассажиров, что позволит зафиксировать их нестандартное или угрожающее поведение. Система мониторинга сможет дать диспетчеру сигнал о нестандартном поведении пассажира, при этом параметры стандартного поведения будут включены в программное обеспечение. Каждый зафиксированный человек получит личный код, что позволит отследить его действия на территории метрополитена: куда он направился, где сделал пересадку, с кем говорил.
Проект по установке новой системы безопасности в метро столицы Чехии предположительно будет реализован в течение четырех лет.

Метрополитены крупнейших городов США защищены довольно традиционным образом. В подземках Нью-Йорка, Чикаго, Вашингтона и других крупных городов все станции оборудованы видеокамерами, и на каждой платформе установлено несколько специальных телефонов, которые позволяют пассажирам в экстренном случае немедленно связаться со службами быстрого реагирования.

В Вашингтоне и Нью-Йорке служба охраны метрополитена имеет право проводить выборочный досмотр сумок и чемоданов у пассажиров, вызывающих подозрение.

Сумки сканируют с помощью специальных устройств, а в некоторых случаях просят открыть и показать их содержимое. На станциях дежурят отряды кинологов с собаками. При нежелании проходить досмотр пассажиров не задерживают, но на станцию не пускают.

В транспортной полиции утверждают, что мера не связана с конкретной угрозой и нужна просто для усиления безопасности. В будущем практику проверок собираются внедрить во всех крупных городах страны.

В США, тем не менее, имеются довольно серьезные проблемы с обеспечением безопасности в метро. Например, выяснилось, что в нью-йоркской подземке из более чем четырех тысяч камер слежения половина просто не работает. А в Вашингтоне вагоны метропоездов и вовсе не оборудованы системами видеонаблюдения. По информации сотрудников вашингтонского метро, планируется приобретение 748 новейших вагонов, оснащенных системой видеофиксации. Однако первые из них выйдут на линии лишь в 2013 году.

В Японии после атаки религиозных фанатиков секты "Аум Синрике", распыливших ядовитый газ в токийском метро в марте 1995 года, началась тотальная установка различного оборудования, которое бы обеспечивало безопасность пассажиров, но существенно не влияло бы на их привычное перемещение по вокзальным комплексам и прочим инфраструктурным объектам.
Метро было полностью оборудовано системой видеонаблюдения, а также едиными ситуативными центрами, куда поступает информация как с видеокамер, так и от работающих на станции представителей полиции. Старые камеры были заменены более новыми, меньшими по размеру и с лучшим качеством передаваемого изображения.

Среди новых разработок в области технологий обеспечения безопасности следует отметить установку в токийском метро систем резерва чистого воздуха, который в случае повторения подобной ситуации с помощью электронных систем управления может быть направлен на зараженные участки.

Меры безопасности, применяемые в Японии в метро, практически идентичны применяемым на вокзалах. Это связано с двумя обстоятельствами - во-первых, метро и вокзалы там, как правило, единые крупные транспортные узлы, а во вторых, вокзалы либо расположены под землей, либо представляют собой полностью закрытые надземные сооружения.

События 1995 года привели к тому, что на всей железнодорожной инфраструктуре - как надземной, так и подземной - начали решать вопросы интеграции и кооперации работы железнодорожных компаний и служб экстренного реагирования, доступности каналов связи при катастрофах (во время токийской катастрофы мобильные телефоны как пассажиров, так и сотрудников не работали из-за перегруза сети), а также обеспечения экстренных служб быстрым и удобным доступом к защитным маскам и костюмам. Также обсуждались возможности установки специальных датчиков анализа воздуха на наличие отравляющих веществ, однако внедрение этих систем проходит пока только в тестовом режиме.

Вокзалы охраняются государственными полицейскими службами, их сотрудники постоянно патрулируют вокзалы, отвечая за контроль общественного порядка.

Поскольку именно на них лежит задача по обеспечению безопасности, Япония отводит огромное внимание подготовке и обучению этих кадров. В частности, все сотрудники имеют детальные инструкции о том, каким образом действовать в каждом конкретном критическом случае. Все они имеют хорошие навыки оказания первой медицинской помощи. Еще одной важной составляющей является обучение слаженному взаимодействию с другими службами экстренного реагирования.

Усиление мер по обеспечению безопасности в метрополитене

Усиление мер по обеспечению безопасности в метрополитене


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "Зарубежный опыт обеспечения безопасности в метро" в других словарях:

  • Израиль — Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… …   Географическая энциклопедия

  • Институт мировой экономики и международных отношений РАН — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • КТМ-5 — КТМ 5М3 (71 605)[p 1] Трамвайный вагон 71 605 …   Википедия

  • КТМ-5А — КТМ 5 (71 605) Трамвайный вагон 71 605 Проект, г. 1965 Выпускался, гг. 1969 1992 Ресурс до первого капремонта, тыс. км 300 …   Википедия

  • КТМ-5М — КТМ 5 (71 605) Трамвайный вагон 71 605 Проект, г. 1965 Выпускался, гг. 1969 1992 Ресурс до первого капремонта, тыс. км 300 …   Википедия

  • КТМ-5М3 — КТМ 5 (71 605) Трамвайный вагон 71 605 Проект, г. 1965 Выпускался, гг. 1969 1992 Ресурс до первого капремонта, тыс. км 300 …   Википедия

  • КТМ-5РМ — КТМ 5 (71 605) Трамвайный вагон 71 605 Проект, г. 1965 Выпускался, гг. 1969 1992 Ресурс до первого капремонта, тыс. км 300 …   Википедия

  • Сибсельмаш — ОАО «НПО „Сибсельмаш“» Тип …   Википедия